Храм Изумрудного Будды — Святыня Таиланда

0
1405
Храм Изумрудного Будды - Святыня Таиланда
Храм Изумрудного Будды - Святыня Таиланда

Ват Пхра Кео — известен как Храм Изумрудного Будды. Полное название Ват Пхра Си Раттана Сатсадарам . Изумрудный Будда расположенный в этом храме является мощным религиозно-политическим символом, и олицетворяет защиту тайского общества. Храм находится в районе Пхра Накхон, историческом центре Бангкока, в окрестностях Королевского Дворца.

Храм Изумрудного Будды — Святыня Таиланда

Главное здание храмового комплекса — Пхра Убосот, в котором расположена статуя Изумрудного Будды. По легендам этот образ Будды был изготовлен в Индии, где мудрец Нагасина предсказал, что Изумрудный Будда принесет “превосходство и процветание, той стране, в которой он будет находиться”. Изумрудный Будда обожествляется в храме Ват Пхра Кео прибывающими паломниками, его почитают и ему молятся как защитнику государства. Сохранившиеся исторические записи, датируемые 15  веком, сообщают, что Изумрудный Будда был найден в городе Чианг Рай на севере Таиланда. После этого его неоднократно перемещали, пока король Рама I окончательно не определил ему место в Бангкоке, произошло это в 1782 году. Это время ознаменовано началом правления Династии Чакри в Таиланде, которую сейчас представляет король Пхумипон Адульядет — Рама IX.

Изумрудный Будда — это темно-зеленая статуя, около 66 см в высоту, высеченная из цельного камня. Будда сидит в позе медитации, и скульптура исполнена в стиле эпохи королевства Ланна, северного Таиланда. По закону, никто кроме Тайского Короля и его наследника не может прикасаться в статуе. Король меняет одевание, в которое обернута статуя трижды в год, это происходит летом, зимой и в сезон дождей. Ритуал служит для того, чтобы привлечь удачу к стране с наступлением каждого нового сезона.

Золотая Чеди на территории комплекса
Золотая Чеди на территории комплекса

История Храма

В 1767 году Королевство Аютая напало на Бирму, и Король Таксин перенес столицу в Тхонбури, где он построил дворец вблизи храма Ват Арун за западном побережье реки Чао Прая. В 1778 году армия Таксина под командованием Рамы I захватила Вьентьян и вернула Изумрудного Будду в Тхонбури.

В 1782 году, Король Рама I взошел на престол, основал Династию Чакри, и решил перенести столицу на другой берег реки — в Бангкок, место которое было лучше защищено от атак. Место дворца было выбрано между двумя старыми храмами, Ват Пхо и Ват Махатхат, район населенный китайцами, которые в дальнейшем переселились в Чайнатаун. Началось строительство Королевского Дворца, который мог быть готов для церемонии коронации к 1785 году. Комплекс Ват Пхра Кео, имеющий свой собственный выход ко дворцу, был возведен в качестве жилища для Изумрудного Будды, считающегося священным объектом, охраняющим все королевство. Формальное название храма Пхра Шри Раттана Сатсадарам, что означает “резиденция Священного Каменного Будды”, и его строительство завершилось в 1784 году.

Ват Пхра Кео перенес много реконструкций, реставраций и дополнений за свою историю, особенно в эпоху царствования королей Рамы III и Рамы IV. Рама III начал реконструкцию храма в 1831 году, при подготовке к 50-й годовщине Бангкока 1832 года, а реконструкция начавшаяся при правлении Рамы IV была закончена следующим королём — Рамой V, в 1882 году, когда столица праздновала столетие. Дальнейшие реконструкции были выполнены Рамой VII к празднованию 150-летию Бангкока в 1932, и Рамой IX к 200-летию города в 1982 году.

Изумрудный Будда
Изумрудный Будда

Изумрудный Будда

Точного времени изготовления статуи не знает никто, но одна из популярных версий гласит, что её создали в 14 веке в Таиланде, хотя в тоже время имеется множество доказательств что статуя родом из Индии или Шри Ланки. Эти версии не возможно подтвердить, так как у ученых нет возможности приблизиться к статуе для её изучения.

Изумрудный Будда был найден в провинции Чианг Рай, королевства Ланна в 1434 году, после того как грозовой шторм разрушил один из храмов. Статуя Будды упала, и на ней образовались сколы. После этого монахи обнаружили, что под слоем штукатурки находится образ Будды из зеленого нефрита, выполненный на высочайшем уровне. Образ Будды перевозили в разные храмы несколько раз, в начале в провинцию Лампанг, затем в Чианг Май, откуда он был вывезен в Луанг Прабанг (Лаос) принцем Чао Чаисэтхатхират, когда его отец умер и он взошел на престол королевств Ланна и Лан Зан в 1551 году. Статуя оставалась в Луанг Пробанге 20 лет, после чего была перевезена в новую столицу Лаоса — Вьентьян, в 1560 году, и статуя оставалась там еще 214 лет до 1778 года.

При царствовании Короля Таксина, Чао Пхра Чакри позже ставшего Рамой I, Изумрудный Будда был перевезён из Вьентьяна в Тхонбури, где был установлен в святыне близ храма Ват Арун. В дальнейшем Чао Пхра Чакри взошедший на трон Королевства Раттанакосин, и перенес столицу на другую сторону реки в нынешний Бангкок.  Изумрудный Будда был так же перевезен через реку с торжествами и помпезностью, и установлен в храме Ват Пхра Кео.

Вход в храм Ват Пхра Кео
Вход в храм Ват Пхра Кео

Легенды Окружающие Реликвию

Существует несколько легенд ассоциирующихся с Изумрудным Буддой. В одной из них, говорится что Изумрудный Будда был создан мудрецом Нагасеной и помогавшими ему Индуистским богом Вишну, и полубогом Индрой, в святом городе Паталипутре (нынешняя Патна) в Индии.

Мудрец Нагасена предсказал следующее:

Образ Будды принесет религии наивысшее значение на пяти землях, Ланкадвипа (Шри Ланка), Рамалакка, Дваравати, Чиенг Май и Лан Чанг (Лаос).

Образ Будды был перевезен в Шри Ланку, и через три сотни лет в Паталипутру, чтобы сохранить его во время гражданской войны. В 457 году бирманский король Энюруф отправил миссионеров на Цейлон, чтобы заполучить Буддийские Писания и Изумрудного Будду для популяризации Буддизма в его стране. Его просьба была удовлетворена, но корабль на котором перевозили скульптуру сбился с пути во время шторма и приплыл в Камбоджу. Когда в 1432 году тайцы захватили Ангкор Ват, после прошедшей эпидемии бубонной чумы, Изумрудный Будда был перевезен в Аютаю, затем в Кампхаенг Пхет, Лаос и наконец в Чианг Рай.

Одно из самых священных мест Таиланда - Храм Изумрудного Будды
Одно из самых священных мест Таиланда — Храм Изумрудного Будды

Архитектура Храма

Комплекс Ват Пхра Кео имеет множество строений в окрестностях Королевского Дворца, которые в сумме занимают площадь более 94,5 гектаров. В состав комплекса входит более 100 строений, с 200 летней королевской историей и архитектурными экспериментами. Архитектурный стиль носит название Раттанакосин (старый стиль Бангкока). Главный храм Изумрудного Будды элегантно декорирован, так же как храм в древней столице Аютая. Крыша украшена полированными оранжевыми и зелеными плитками, столбы инкрустированы мозаикой, и фронтоны сделаны из дорогого мрамора. Изумрудного Будду обожествляли на возвышенном алтаре, окруженном большим количеством украшений. Два образа Будды, которые представляют двух первых королей династии Чакри, расположены по обе стороны от главной статуи. За несколько столетий, храм не претерпел существенных изменений, и сохранил свой стиль. Однако небольшие улучшения все же были сделаны, во время первой реставрации в эпоху правления Рамы I; Далее были заменены деревянные элементы храма во время правления Короля Рамы III, и Короля Чулалонгкорна; затем во время правления Короля Монгкута были установлены элегантные двери и окна, и пол храма был выстлан медными пластинами; Король Рама III обновил настенные рисунки (изобразив вселенную согласно Буддийской космологии), и несколько фресок изображающих разные этапы жизни Будды; три камеры были добавлены на западной стороне Королем Монгкутом, в камере известной как “Пхра Кроманусорн” на северном конце, образ Будды был установлен в честь королей Аютаи, и в 19 веке известный художник выполнил настенную роспись. Вход в храм осуществляется через третьи врата, со стороны пирса.

Вход охраняется парой Якшисов — мистическими гигантами высотой 5 метров. Образ Будды около 66 сантиметров в высоту, и 48 сантиметров в ширину если мерить от основания. Будда сидит в йогической позе, известной как Вирасана (поза медитации которую чаще всего можно наблюдать в Таиланде и также в Южной Индии, Шри Ланке и Юго-Восточной Азии). Пьедестал на котором установлен Изумрудный Будда декорирован образом Гаруды (мистический полу-человек полу-птица, конь Рамы, который держит его смертного врага змея Нагу в своих лапах), являющегося одним из центральных мотивов Тайского Буддизма. Третий глаз выполнен из золотой вставки, расположенной над уровнем бровей статуи. Образ Божества представлен со взглядом направленным вниз, маленькими губами и носом, и вытянутыми ушами. Руки сложены на коленях, ладони открыты и направленны вверх.

Весь комплекс, включая храмы ограничен стенами, являющимися одной из самых известных частей комплекса, около двух километров в длину. Стены декорированы типичными Тайскими фресками, в основе которых индийский эпос Рамаяна. В Тайской культуре эти росписи также формируют Рамакьян, Тайский национальный эпос, который был написан в эпоху правления Рамы I. Фрески постоянно реставрируются, и рассказывают 178 историй, повествование начинается северных врат храма, последовательно иллюстрируя полную историю эпоса Рамаяны, и продолжает покрывать стены по направлению часовой стрелки. Главное назначение фресок — подчеркнуть важность человеческой честности, веры и преданности.

Наружнее декорирование Убосотха
Наружнее декорирование Убосотха

Вокруг храма Королем Рамой I было возведено двенадцать Сала (небольшое сооружение где любой человек может укрыться от солнечных лучей и дождя, чтобы вознести молитву и поставить свечку). Они хранят в себе редкие и интересные символы относящиеся к религиозным течениям Камбоджи и острова Явы. Во время правления Короля Монгкута, были к комплексу были добавлены Пхра Гандхарара — маленькая часовня в юго-заподной части, а так же высокая колокольня.

Поклонения и Обряды

В ранний период Бангкока, Изумрудного Будду проносили по городским улицам, чтобы избавить город от разных бедствий (таких как чума и холера). Однако данная практика была прекращена в эпоху правления Рамы IV, из-за боязни повредить статую во время процессии, а также уверенностью Короля, что “заболевания приносят микробы, а не злые духи и недовольство Будды”. Статуя также знаменует изменение сезонов в Таиланде, с участием короля в сезонной церемонии.

Точно также как и многие другие статуи Будды в Таиланде, Изумрудный Будда одет в сезонное одеяние. Это является важным ритуалом проводимом в храме. В этом ритуале, одеяние божества меняется три раза в году, и соответствует сезонам. Летом это заостренная корона с золотом и драгоценностями, и драгоценное одеяние, которое покрывает статую от плеч до лодыжек. Зимой, сетчатое платье или драпировка (свободная одежда) сделанная из золотых бус, которая покрывает статую начиная от самой шеи. В течении дождливых месяцев главный головной убор имеет золотые шипы, покрыт эмалью и сапфирами. Золотой наряд во время сезона дождей перекинут через левое плечо божества. Астрологические даты ритуальных церемоний выпадают на первую убывающую луну 4, 8 и 12 лунных месяцев (в Марте, Июле и Ноябре). Церемонию смены костюма проводит Король Таиланда, который является основным ведущим всех Буддийский церемоний. При каждом обряде, Король собственноручно очищает образ, убирая осевшую за время пыль и меняет головной убор статуи. Затем, подчиненные Короля поднимаются и помогают в сложном ритуале смене одежды, в то время как Король читает молитвы божеству. В этом ритуале Король окропляет водой монахов и верующих пришедших засвидетельствовать уникальный ритуал и получить благословение от божества, чтобы им сопутствовала удача в наступающем сезоне. Два набора одежд не используются в сезонных ритуалах, и хранятся поблизости Павильона Регалий, Королевских Украшений и Монет в окрестностях Королевского Дворца.Тогда как Рама I инициировал ритуал для жаркого сезона и сезона дождей, Король Рама III ввел ритуал для зимнего сезона.

Монахи в храме
Монахи в храме

Церемония наблюдаемая в храме в День Чакри (начиная с 6 апреля 1782г.), является национальным праздником в честь основания династии Чакри. В этот день Король присутствует на церемонии вместе с Королевой, в окружении королевской семьи, Премьер Министра, Министра Обороны, и других чиновников. Первая молитва проходит в храме Изумрудного Будды. Затем действо переходит к пантеону, чтобы поклониться образам прошлых правителей династии Чакри.

Церемония коронации, так же является важным мероприятием для Чакри. Последний раз данная церемония проводилась при коронации действующего Короля Рамы IX, который посетил Королевскую Часовню, чтобы одеть “Великую Корону”. После входа в Часовню Король сделал подношение в виде золотых и серебреных цветов божеству, и зажег свечи. Он также поклонился изображению Будды, символизирующему последних правителей династии. В присутствии духовной элиты королевства, он дал формальную клятву быть верным своей религии и клятву о “Защиты Веры”.

Правила Входа и Поведения в Храме

При посещении святых мест в Таиланде, необходимо помнить о дресс-коде, который должен быть строго соблюден. Мужчины одевают длинные брюки и рубашки, и ботинки, женщины должны быть одеты в длинные юбки. Посетители, которые не имеют подходящей одежды, могут арендовать её на входе храма. Обязательным является снимать обувь перед входом в храм, как знак уважения к Будде, это практикуется во всех других храмах Таиланда. Молясь, не следует направлять ноги в сторону будды, ноги должны быть направлены назад.

Вид на дворцовый сад
Вид на дворцовый сад

Другие памятники

Окружение порта святыни является примером Тайского мастерства, периметр храма имеет 12 открытых павильонов. Они были построены при правлении Рамы I.

Большой Дворец

Формальная резиденция Короля, Большой Дворец является дополнением к храмовому комплексу. Король использует Большой Дворец для проведения церемоний, таких как День Коронации. Настоящее место жительство Короля находится к северу от Большого Дворца и известно как Дворец Читлада. Четыре строения окружающие храм имеют собственную историю. В восточном конце — Боромбхиман холл (построенный в французском стиле), который являлся резиденцией Короля Рамы VI, сейчас используется как гостевой дом для иностранных гостей. Он также являлся резиденцией Генерала Читпатима, который пытался совершить государственный переворот в 1981 году. Строение на западе — Зал Амариндра, ранее Зал Правосудия, теперь используется для формальных церемоний. Чакри Махапрасат — самый большой зал в Большом Дворце, построенный в 1882 году британским архитектором, стиль которого сочетает в себе итальянский ренессанс и традиционный тайский стиль. Стиль был назван “фаранг сай чада” (в переводе “Тайская корона одетая по-западному”), каждое крыло имеет святыню увенчанную шпилем. Прах королей Чакри (пяти предков) хранится в самой большой из святынь, так же известной как пантеон, который был перестроен во время правления Рамы IV, в 1903 году после пожара. Прак принцесс Чакри, который не могли стать королями расположен в соседнем зале. Тронный зал и приемная расположены на первом этаже, а на цокольном этаже размещена коллекция оружия. Внутренний дворец имеет Королевский Гарем (данная практика была прекращена во время правления Рамы VI, который ввел правило иметь одну жену), который охранялся хорошо подготовленными женщинами-охранниками. Другая зал во дворце — “Зал Дусит”, выполнен в стиле Ратанокосин, и протягивается с востока на запад, и первоначально был публичным залом, но сейчас преобразован в погребальный зал королевской семьи. Тела членов королевской семьи хранятся здесь в течении одного года, после чего производят кремацию. Существует также сад, который был заложен королем Рамой IV, представляющий тайские леса и горы.

Библиотека в храме Ват Пхра Кео
Библиотека в храме Ват Пхра Кео

Библиотека

Король Рама I построил библиотеку в Тайском стиле, посредине комплекса, известную как “Пхра Мондоп”. Библиотека декорирована в стиле Аютая, внутри расположены книжные шкафы с Трипитаками (священными Буддийскими рукописями), изображения королей династии Чакри.

Модель Храма Анкор Ват

Храмовый комплекс Ват Пхра Кео также содержит модель храма Ангкор Ват (самый священный храм Камбоджи). В 1860 году, Король Монгкут приказал своим генералам отправить 2000 человек, чтобы демонтировать Ангкор Ват и перевезти его в Бангкок. Современные ученые предположили, что король хотел показать, что Камбоджа была под контролем Сиама, в то время как Франция стремилась колонизировать Камбоджу. Тем не менее, приказ короля не смог быть выполнен. Королевская летопись, написанная Лордом Типхакоравонгом, тогдашним министром иностранных дел, гласит, что многие тайские мужчины заболели после перехода камбоджийской пустыни. В хронике также записано, что обитающие в лесах кхмеры устроили засаду на тайскую армию, убив основных генералов. После этого Король Монгкут приказал построить модель Анкор Вата в храме Ват Пхра Кео. Монгкут умер прежде, чем он увидел модель, строительство было завершено в царствование его сына, Чулалонгкорна.

Статуя Отшельника

Бронзовая статуя отшельника, который, как полагают, обладает целебными силами, установлена в беседке на западной стороне храма, находится недалеко от входных ворот. Эта черная каменная статуя, считается покровителем медицины, перед которой родственники больных и немощных молятся и делают подношения благовонных палочек, фрукты, цветы и свечи.

Статуи Слонов

Статуи слонов, символизирующие независимость и силу, можно увидеть вокруг комплекса. Тайские короли воевали верхом на слонах, и зародился обычай среди родителей, чтобы дети обходили слона три раза по кругу, с верой что это принесет им силу. Голову статуи слона также потирают на удачу.

Карта Комплекса Ват Пра Кео

Карта комплекса Ват Пхра Кео
Карта комплекса Ват Пхра Кео
  1. Убосот и Изумрудный Будда
  2. Двенадцать Сала
  3. Вихарн Гандхара Будда
  4. Хо Пхра Кхантхарарат
  5. Статуя отшельника
  6. Хо Пхра Ратча Кораманусон
  7. Пхра Пхотхи Тхат Пхиман
  8. Хо Пхра Ратча Пхонгсанусон
  9. Чао Мэй Куан Им (Храм Гуанинь)
  10. Тхан Пхаитхи
  11. Пхра Си Раттана Чеди
  12. Пхра Мондоп
  13. Прасат Пхра Тхеп Бидон
  14. Две золотые чеди
  15. Модель Анкор Ват
  16. Две декорированные чеди
  17. Фигуры из мифологии
  18. Монументы Раме I, II, III
  19. Монумент Раме IV
  20. Монумент Раме V
  21. Монументы Раме VI, VII, VIII и IX
  22. Западное крыльцо
  23. Южное крыльцо
  24. Пхра Савет Кудакхан Вихан Йот
  25. Колокольня
  26. Хо Пхра Нак
  27. Хо Пхра Монтиан Тэм
  28. Восемь Пхра Атсада Маха Чеди
  29. Монастыри Рамакиан Мюрал
  30. Ворота № 1, Коей Садет (передние ворота)
  31. Ворота № 2, На Вуа
  32. Ворота № 3, Пхра Си Раттана Сатсада
  33. Ворота № 4, Ворота Отшельника
  34. Ворота № 5, Коей Садет (задние ворота)
  35. Ворота № 6, Санам Чай

A. Интхорачит
B. Сурияпхоп
C. Вирунхок
D. Мангконкан
E. Тхотсакхиритхон
F. Тхотсакхириван
G. Чаккрават
H. Атсаканмала
I. Сахатсадеча
J. Тхотсакан
K. Вирунчамбанг
L. Майярап

 

По материалам Wikipedia.org
Перевод выполнен командой сайта Тайский.Ру

Тайский.РуТайский.Ру

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ